По статистике наезд на пешехода — самый распространенный вид ДТП.
Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия — дождь, слякоть, туман, в зимнее время — гололед, и отсутствие какой-либо защиты у пешеходов в виде световозвращающих элементов на верхней одежде.
На сегодняшний день дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые. Особенно в период, когда имеет место обучение в школах и дошкольных учреждениях.
Присутствие световозвращающего элемента (светоотражатель, фликер, пешеходный катафот и т.д.) является важным элементом пассивной безопасности учащихся и снижает риск наезда на пешехода в тёмное время суток в 6,5 раз, в дневное время данный элемент несет сигнальную функцию. Рекомендуем использовать съемные световозвращающие элементы, площадь поверхности которых с одной стороны не менее 25 см2.
Повязка нарукавная с микропризматической структурой возврата позволяет видеть ребенка за 150 метров.
20.12.2017 г. были опубликованы поправки в Федеральный закон 398-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Данные изменения вступают в законную силу 21.12.2018 г.
Данные изменения касаются всех, кто осуществляет пассажирские и грузовые перевозки. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, в эксплуатации которых имеются автомобильные и электрические транспортные средства. Также под действие поправок попадают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов на основании договора перевозки или договора фрахтования, а также перевозки лиц без заключения договора для собственных нужд организации.
Перечень требований, перечисленных в Федеральном законе 398-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которые изложены в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств), предъявляемых:
1. К юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, которые обязаны (п. 1 ст. 20):
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
2. Указанные в пункте 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны (п. 2 ст. 20):
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 Федерального закона № 196-ФЗ;
назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;
соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.
Процедура прохождения аттестации лицами, ответственным за безопасность дорожного движения прописана в Приказе Минтранса России от 20.03.2017 г. № 106 «Об утверждении порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью». Для проведения аттестации создаются комиссии из представителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс»). Адреса пунктов проведения аттестации подлежат опубликованию на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс». Специалист, претендующий на прохождение аттестации, должен разместить заявку на прохождение аттестации (далее – заявка) на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до предполагаемой даты аттестации.
Специалист допускается к аттестации при предъявлении полного комплекта следующих документов:
заявление специалиста;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также его копия;
документы об профильном образовании, а также документ о квалификации (при наличии) в соответствии с требованиями подпункта 16.3 пункта 16 приказа Минтранса России от 28.09.2015 г. № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам…..», а также их копии.
Аттестация специалистов проводится в форме тестирования. Тестовое задание содержит 20 вопросов с вариантами ответов на каждый вопрос, на которые специалист должен ответить в течение 30 минут.
Перечень вопросов тестового задания для проведения аттестации (далее - Перечень) формируется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации. Всего в Перечне 360 вопросов с тремя вариантами ответов, где один вариант верный.
Темы, по которым проходит тестирование знаний при аттестации специалистов по организации БДД:
нормативные акты и организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе в части режима труда и отдыха водителей, буксировки транспортных средств;
обеспечение безопасности перевозок пассажиров, включая детей (в том числе легковыми такси);
обеспечение безопасности регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказам;
обеспечение безопасности перевозок организованных групп детей автобусами;
обеспечение безопасности при перевозке грузов, в том числе размещение и крепление грузов на транспортных средствах;
перевозка по территории Российской Федерации отдельных видов грузов, имеющих свою специфику при обеспечении безопасности - крупногабаритные грузы, тяжеловесные грузы, скоропортящиеся грузы;
обеспечение безопасности перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации;
обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда на автомобильном транспорте, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе допуск транспортных средств к эксплуатации;
методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий;
организация процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
обеспечение профессиональной пригодности и надежности водителей (допуск к управлению транспортными средствами, медицинский осмотр, стажировка, инструктаж);
государственная система управления безопасностью дорожного движения, федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения и транспорта;
ответственность за административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения и при эксплуатации транспортных средств.
Пройти курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки по специальности «Организация безопасности дорожного движения» можно на базах:
Сыктывкарского лесного института (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова» (тел. для справок: 8 (8212) 20-56-79);
учебных организаций ДОСААФ России в Республике Коми (г.г. Сыктывкар и Инта) (тел. для справок: 8 (8212) 22-93-06);
Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Учебный центр профессиональных квалификаций на транспорте» (г. Воркута) (тел. для справок: 8 (82151) 3-15-85, 3-66-04)
В целях надлежащего исполнения пункта 10 Правил по перевозке детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013№ 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»[1], необходимо уведомлять территориальные подразделения Госавтоинспекции об осуществлении всех перевозок детей к месту учебы и обратной домой.
Уведомление подаётся по форме, предусмотренной приказом МВД России от 30.12.2016 № 941 «Об утверждении порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами».
Уведомление осуществляется:
Непосредственно организациями, осуществляющими на территории республики образовательную деятельность, являющимися организаторами подвоза детей к месту учебы и обратно домой, на балансе которых имеются школьные автобусы;
Не зависимо от количества перевозимых в школьном автобусе детей, т.е. от одного ребенка и более (с учетом вместимости салона школьного автобуса);
На каждый маршрут движения школьного автобуса;
Не реже двух раз в учебном году (первый раз за пять дней до начала учебного года и второй раз не позднее 27 декабря, начиная с текущего года);
График движения указывается на каждый учебный день недели, с указанием дат (в первом уведомлении – с даты начала учебного года до 31 декабря; во втором уведомлении – с даты начала учебы, после Новогодних каникул, до окончания учебного года);
Не позднее, чем за 2дня до перевозки, в следующих случаях:
при замене водителя школьного автобуса;
при изменении организации, предоставляющей услуги по перевозке детей автобусами (в том числе при изменении реквизитов и условий договора фрахтования);
при замене транспортного средства, задействованного на ежедневном подвозе детей к месту учебы и обратно домой;
при изменении схемы маршрута, по которому осуществляется ежедневный подвоз детей к месту учебы и обратно домой;
при изменении количества детей, нуждающихся в ежедневном подвозе к месту учебы и обратно домой (убытие ребенка из образовательной организации, или появление нового ребенка, ранее отсутствующего в списке);